Мобильная 50-я серия GeForce RTX для сегмента ноутбучных видеокарт стала заметным шагом вперед – благодаря новой архитектуре NVIDIA Blackwell, которая позволила ускорить ИИ-процессинг и рейтрейсинг при одновременном повышении энергетической эффективности. В этой статье мы рассмотрим мобильную карту GeForce RTX 5090 на примере ноутбука Razer Blade 16, мощной машины, разработанной для обеспечения высочайшего класса производительности в портативном форм-факторе. Хотя он не рассчитан на уровень высококлассных десктопов, впечатляющие характеристики этого ноутбука делают его солидным предложением для профессионалов и геймеров, которым нужна серьезная вычислительная мощность в мобильном компьютере.
50-я серия GeForce RTX несет с собой нативную поддержку FP4, усовершенствованные тензорные ядра и более продвинутые возможности рейтрейсинга – и все это при улучшенных по сравнению с предыдущим поколениям показателях эффективности, в частности, времени автономной работы ноутбука. Рендеринг с использованием ИИ и генерация кадров в DLSS 4 показывают, на что сегодня способны мобильные видеокарты.
Мобильная и настольная (десктопная) карты GeForce RTX 5090 базируются на одной и той же архитектуре Blackwell 2.0 и на одном и том же техпроцессе 5 нм, но рассчитаны на существенно различные сценарии использования. Десктопная версия, как и следовало ожидать, значительно больше, содержит почти вдвое больше транзисторов (92.2 млрд против 45.6 млрд в мобильной) и имеет намного более высокий показатель TDP (575 Вт против 150 Вт). Все это обусловливает более высокие тактовые частоты, как базовую, так и boost.
Если целевыми характеристиками мобильной версии являются портативность и энергетическая эффективность, то десктопная модель в большей степени ориентирована на чистую производительность: она предлагает почти вдвое большие число ядер CUDA, пропускную способность памяти и общую вычислительную мощность, но все это достигается ценой значительно большего энергопотребления и размеров. В целом, десктопная карта GeForce RTX 5090 – это прежде всего высокопроизводительное устройство, в то время как ноутбучная карта должна обеспечивать баланс между производительностью и мобильностью системы.
Хотя в центре внимания этой статьи – мобильная видеокарта GeForce RTX 5090, также следует сказать несколько слов о той машине, в которую она установлена, – это ноутбук Razer Blade 16. В целом, это впечатляющая платформа для демонстрации возможностей карты 5090, с продвинутыми спецификациями, которые позволяют графическому чипу работать на полную мощность.
Ключевые спецификации тестового ноутбука:
Модель Razer Blade 16 – это премиальный ноутбук класса «рабочая станция», рассчитанный на высокопроизводительный компьютинг. Он оснащен 12-ядерным (24-поточным) процессором AMD Ryzen AI 9 HX 370 с максимальной boost-частотой 5.18 ГГц и памятью DDR5 объемом 32 ГБ, работающей со скоростью 8000 MT/с.
Мобильная видеокарта NVIDIA GeForce RTX 5090 имеет 24 ГБ памяти GDDR7. Под массивной конструкцией радиатора мы находим 3-гигабайтные чипы памяти Samsung, распаянные по периметру чипа GPU.
Чтобы поддерживать этот уровень производительности, ноутбук укомплектован капитальным 280-ваттным адаптером питания класса для рабочих станций, который в состоянии обеспечивать непрерывную работу мощной видеокарты. Карта GeForce RTX 5090 Mobile имеет максимальную мощность TGP 150 Вт и в ноутбуке Razer Blade 16 настроена на лимит мощности 135 Вт (режим Performance).
Архитектура Blackwell – это стержень всей 50-й серии GeForce RTX, включая мобильные видеокарты; на базе этой архитектуры внедрено несколько важных новшеств, которых не было в картах предыдущего поколения Ada Lovelace. Карта GeForce RTX 5090 Mobile содержит 10496 ядер CUDA и ядра Tensor 5-го поколения, предлагая за счет этого значительное увеличение мощности ИИ-процессинга. Тип данных FP4 теперь исходно поддерживается, что позволяет графическому процессору более эффективно работать с моделями ИИ за счет снижения нагрузки на память и требований к точности вычислений.
Усиленный новой моделью Transformer, апскейлер DLSS 4 теперь предлагает технологию генерации мультикадров (Multi Frame Generation), которая может сгенерировать до трех дополнительных кадров на каждый отрисованный традиционным способом. Это позволяет значительно повысить частоту кадров и одновременно поддерживать высокое качество изображения. Модель Transformer построена на основе сверточных нейросетей (CNN), использовавшихся в предыдущих версиях DLSS, но она идет дальше и может анализировать целые кадры и динамику их изменения. В результате улучшается резкость деталей и гладкость краев и уменьшается гостинг, что особенно заметно в сценах с быстрым движением.
Согласно заявлениям NVIDIA, в таких играх, как Alan Wake 2 и Cyberpunk 2077: Phantom Liberty, DLSS 4 позволяет повысить частоту кадров в 8 раз по сравнению с нативным рендерингом. Используя совместно с DLSS 4 технологии сглаживания DLAA (Deep Learning Anti-Aliasing) и DLSS Ray Reconstruction, вы получите более высокую частоту кадров и более гладкий геймплей со стабильным качеством изображения. Модель Transformer также заметно улучшает резкость текстур, благодаря чему такие детали, как волосы, звенья цепочек и отблески и отражения выглядят более естественными и однородными, даже в самых динамичных сценах.
Новые ядра 4-го поколения RT рассчитаны на обработку так называемой «мегагеометрии» (Mega Geometry, термин NVIDIA) – по сути, большего количества треугольников, на которые разбиваются сложные объекты и декорации в современных играх. Карты 50-й серии GeForce RTX могут обрабатывать намного больше вокселей (объемных пикселей), чем карты предыдущих поколений, благодаря чему достигается более высокая детализация моделей персонажей, реалистичные эффекты освещения и более детализированная обстановка в целом.
Технология RTX Neural Radiance Cache использует ИИ для более точного расчета эффектов непрямого освещения; она требует меньшего количества трассируемых лучей, одновременно улучшая производительность и стабильность качества изображения. Эта технология позволяет применять более сложные методы полной трассировки лучей (path-tracing) и при этом поддерживать высокую частоту кадров. Благодаря этой оптимизации на основе ИИ в таких играх, как Alan Wake 2 и Portal RTX в сценах с рейтрейсингом улучшается стабильность картинки и уменьшается гостинг.
Новая мобильная 50-я серия GeForce RTX показывает, что NVIDIA проделала серьезную работу в плане совмещения высокой производительности и улучшенной энергетической эффективности видеокарт. Новые подсистемы продвинутого шлюзования мощности (Advanced Power Gating) и ускоренного переключения частоты (Accelerated Frequency Switching) позволяют графическому процессору переходить в более экономичные режимы работы и практически мгновенно адаптироваться к изменению нагрузки. Подстройка тактовых частот теперь осуществляется в 1000 раз быстрее, чем в предыдущем поколении, благодаря чему обеспечивается лучший отклик в высоконагруженных сценариях и более длительное время автономной работы без выключения ноутбука.
Функция Battery Boost была усовершенствована в направлении динамической подстройки энергопотребления GPU и CPU в зависимости от сложности сцены, в которой выдерживается целевая частота кадров 60 FPS (в играх с поддержкой данной функции), и снижения энергопотребления в менее требовательных сценах. По словам NVIDIA, в результате время автономной работы увеличивается на 40% в режиме гейминга и на 30% в режиме проигрывания видео. Например, наша тестовая машина (Razer Blade 16) позволяет автономно играть в такие игры, как Baldur’s Gate 3 и Cyberpunk 2077 почти вдвое дольше по сравнению с моделью предыдущего поколения.
50-я серия GeForce RTX привнесла значительные инновационные изменения в кодирование видео и креативный мобильный процессинг, что особенно актуально для разработчиков контента, использующих ноутбук как основную рабочую машину. Мобильная карта GeForce RTX 5090 оснащена тремя кодерами NVENC 9-го поколения и двумя декодерами 6-го поколения с поддержкой цветовой субдискретизации 4:2:2 в форматах H.264 и H.265. Это позволяет более эффективно сжимать видео с сохранением более высокой точности цветопередачи, что дает пользователям, работающим с HDR контентом или регулярно выполняющим многоэтапную цветокоррекцию, преимущество в виде меньших размеров файлов с улучшенной цветопередачей.
Поддержка FP4 также ускоряет разработку контента с помощью ИИ. Генеративные модели ИИ, такие как Stable Diffusion, на картах GeForce RTX 50-й серии могут работать до двух раз быстрее, чем на картах предыдущего поколения Ada. Поддержка FP4 сокращает потребление памяти и повышает скорость процессинга практически без снижения качества результата, делая локальный запуск больших моделей ИИ на ноутбуке более доступным.
В картах мобильной 50-й серии GeForce RTX применение ИИ не ограничивается графическим рендерингом – он также используется для оптимизации процессинга персонажей и текстур. Технология GeForce RTX Neural Faces использует генеративный ИИ для придания человеческим лицам большей реалистичности, основываясь на результатах обучения ИИ на тысячах примеров различных выражений лиц и вариантов освещения. В отличие от традиционных методов анимации, эта технология генерирует реалистичную мимику в реальном времени, благодаря чему персонажи в играх и симуляторах выглядят и двигаются более естественно.
NVIDIA также представила новую технологию сжатия текстур GeForce RTX Neural Texture Compression, которая использует ИИ для уменьшения размеров данных текстур до семи раз без ущерба для детализации. Это сокращает потребление памяти и уменьшает время загрузки текстур – большое достижение для больших игр с открытым миром. Разработчики могут воспользоваться этими функциями в составе SDK GeForce RTX Neural Shaders, чтобы создавать более детализированные и иммерсивные ландшафты, не перегружая память видеокарты.
Теперь, когда мы познакомились с архитектурой и ключевыми технологиями новой серии видеокарт, давайте посмотрим, как мобильная карта GeForce RTX 5090 работает в реальных приложениях – от гейминга до креативных сценариев, которые покажут нам, что может эта видеокарта.
Видеокарта | GeForce RTX 5090 Mobile | GeForce RTX 5090 | GeForce RTX 4090 Mobile | GeForce RTX 4090 |
Чип GPU | GB203 | GB202 | AD103 | AD102 |
Архитектура | Blackwell 2.0 | Blackwell 2.0 | Ada Lovelace | Ada Lovelace |
Техпроцесс | 5 нм | 5 нм | 5 нм | 5 нм |
Кол-во транзисторов, млн | 45600 | 92200 | 45900 | 76300 |
Плотность транзисторов, млн/ кв.мм | 120.6 | 123.9 | 121.1 | 125.3 |
Размер чипа, кв.мм | 378 | 744 | 379 | 609 |
Толщина/ форм-фактор | Мобильный IGP | 2 слота | Мобильный IGP | 3 слота |
Габаритные размеры, мм | В составе ноутбуков | 304 х 137 х 48 | В составе ноутбуков | 304 х 137 х 61 |
TDP, Вт | 150 | 575 | 120 | 450 |
Видеовыходы | Зависит от ноутбука | 1x HDMI 2.1b, 3x DisplayPort 2.1b | Зависит от ноутбука | 1x HDMI 2.1, 3x DisplayPort 1.4a |
Коннекторы питания | Нет | 1x 16-pin | Нет | 1x 16-pin |
Интерфейс шины | PCIe 5.0 x16 | PCIe 5.0 x16 | PCIe 4.0 x16 | PCIe 4.0 x16 |
Базовая частота, МГц | 990 | 2017 | 1335 | 2235 |
Boost-частота, МГц | 1515 | 2407 | 1695 | 2520 |
Частота памяти, МГц/ Эффективная пропускная способность памяти, Гбит/с | 1750/ 28 | 2209/ 28 | 2250/ 18 | 1313/ 21 |
Емкость памяти, ГБ | 24 | 32 | 16 | 24 |
Тип памяти | GDDR7 | GDDR7 | GDDR6 | GDDR6X |
Ширина шины памяти, бит | 256 | 512 | 256 | 384 |
Общая пропускная способность памяти | 896.0 ГБ/с | 1.79 ТБ/с | 576.0 ГБ/с | 1.01 ТБ/с |
Кол-во ядер CUDA | 10496 | 21760 | 9728 | 16384 |
Кол-во TMU | 328 | 680 | 304 | 512 |
Кол-во ROP | 112 | 192 | 112 | 176 |
Кол-во SM | 82 | 170 | 76 | 128 |
Кол-во ядер Tensor | 328 | 680 | 304 | 512 |
Кол-во ядер RT | 82 | 170 | 76 | 128 |
Кэш L1, КБ/SM | 128 | 128 | 128 | 128 |
Кэш L2, МБ | 64 | 88 | 64 | 72 |
Скорость вычисления пикселей, GPixel/s | 169.7 | 462.1 | 189.8 | 443.5 |
Скорость вычисления текстур, GTexel/s | 496.9 | 1637 | 515.3 | 1290 |
Мощность вычислений FP16, TFLOPS | 31.80 (1:1) | 104.8 (1:1) | 32.98 (1:1) | 82.58 (1:1) |
Мощность вычислений FP32, TFLOPS | 31.80 | 104.8 | 32.98 | 82.58 |
Мощность вычислений FP64, GFLOPS | 496.9 (1:64) | 1637 (1:64) | 515.3 (1:64) | 1290 (1:64) |
Чтобы получить полную картину производительности мобильной карты GeForce RTX 5090 Mobile, мы провели серию тестов, охватывающих ИИ-процессинг, рендеринг и гейминг. Эта серия включает в себя бенчмарки UL Procyon для оценки скорости генерации искусственным интеллектом текстов и изображений, Geekbench 6 для оценки общей вычислительной мощности, V-Ray для оценки скорости рендеринга на основе рейтрейсинга и 3DMark для оценки производительности в реальных игровых сценариях. Мы также измерили энергопотребление ноутбука, чтобы оценить, насколько хорошо видеокарта обеспечивает баланс производительности и энергетической эффективности.
Мы тестировали карту GeForce RTX 5090 Mobile в режиме автономной работы и в режиме работы ноутбука от сети через адаптер питания, чтобы посмотреть, как лимиты мощности влияют на производительность. Многие высококлассные видеокарты в режиме работы от батареи сбрасывают скорость в целях энергосбережения, и это непосредственно отражается на частоте кадров, скорости ИИ-процессинга и времени рендеринга. Сравнение этих результатов дает реальное представление о том, как ведет себя ноутбук в различных сценариях использования. Во всех тестах – в режиме работы от батареи и от сети – из соображений равенства условий был установлен профиль мощности “Balanced”.
Хотя карта GeForce RTX 5090 Mobile рассчитана на портативный класс производительности, сравнение ее с десктопной моделью GeForce RTX 5090 целесообразно с точки зрения оценки возможностей мобильной карты в общем контексте. Десктопная карта работает в рамках намного большего бюджета мощности и большего физического пространства для охлаждения, поэтому сравнение этих карт наглядно показывает, какую часть десктопной производительности можно упаковать в мобильный форм-фактор.
Первым в нашей подборке тестов идет Procyon AI Text Generation Benchmark. Этот бенчмарк упрощает процесс тестирования производительности больших языковых моделей (LLM) ИИ, предлагая компактную унифицированную методику оценки. Она позволяет запустить повторяемый тест на нескольких LLM, минимизируя влияние разницы в размерах и наборах параметров моделей. Этот бенчмарк, разработанный совместно с ведущими разработчиками аппаратного обеспечения ИИ, оптимизирует работу локальных ускорителей ИИ в направлении наиболее надежной и точной оценки их производительности. Приведенные ниже результаты получены с использованием SDK TensorRT.
Карта GeForce RTX 5090 Mobile обеспечивает впечатляющую производительность текстового генеративного ИИ, но разница в скорости между режимами работы от батареи и от сети очевидна. По сравнению с автономным режимом в режиме от сети мобильная карта достигает почти двойных показателей по токенам в секунду и оказывается значительно быстрее по общему времени выполнения задачи – например, в тесте с моделью Phi она ускорилась с 98.5 до 163.1 токен/с и уложилась в 18.6 с вместо 30.8 с. Десктопная карта GeForce RTX 5090, благодаря своим более высоким TDP и числу ядер, вдвое превосходит мобильную версию по скорости и вдвое сокращает время выполнения задачи. Эти результаты подчеркивают, что преимущество мобильной карты – в выдерживании баланса между энергетической эффективностью и солидной производительностью, однако, как и следовало ожидать, в части ускорения ИИ-процессинга десктопная карта представляет свою собственную лигу.
UL Procyon: AI Text Generation | GeForce RTX 5090 Mobile (автономно) | GeForce RTX 5090 Mobile (от сети) | GeForce RTX 5090 |
Phi, общая оценка, баллов | 2256 | 3842 | 5749 |
Phi, время первого токена, с | 0.496 | 0.283 | 0.244 |
Phi, токенов в секунду | 98.551 | 163.135 | 314.435 |
Phi, время выполнения, с | 30.863 | 18.624 | 10.280 |
Mistral, общая оценка, баллов | 2031 | 3648 | 6267 |
Mistral, время первого токена, с | 0.740 | 0.430 | 0.297 |
Mistral, токенов в секунду | 66.990 | 125.637 | 255.945 |
Mistral, время выполнения, с | 45.510 | 24.454 | 12.593 |
Llama3, общая оценка, баллов | 1798 | 3398 | 6104 |
Llama3, время первого токена, с | 0.734 | 0.380 | 0.234 |
Llama3, токенов в секунду | 58.358 | 107.906 | 214.285 |
Llama3, время выполнения, с | 51.959 | 27.956 | 14.304 |
Llama2, общая оценка, баллов | 1815 | 3660 | 6591 |
Llama2, время первого токена, с | 1.242 | 0.619 | 0.419 |
Llama2, токенов в секунду | 30.225 | 61.258 | 134.502 |
Llama2, время выполнения, с | 98.110 | 48.279 | 23.018 |
Бенчмарк Procyon AI Image Generation Benchmark методически корректно измеряет производительность инференсов ИИ на широком диапазоне «железа»: от встроенных в центральный процессор блоков NPU до высококлассных графических ускорителей. Он включает в себя три теста: Stable Diffusion XL (FP16) для самых мощных видеокарт, Stable Diffusion 1.5 (FP16) для видеокарт среднего класса мощности и Stable Diffusion 1.5 (INT8) для устройств со сравнительно небольшой вычислительной мощностью. Для каждого класса мощности бенчмарк использует оптимальный движок инференсов, что гарантирует объективные и сопоставимые результаты.
Здесь, карта GeForce RTX 5090 Mobile снова демонстрирует значительную разницу в производительности между автономным режимом и режимом работы от сети. В примере со Stable Diffusion XL (FP16) в режиме от сети карта набирает более чем вдвое больше баллов по сравнению с автономным режимом (2801 против 1252), сокращая время генерации с почти 30 секунд на картинку до 13.4 с. Десктопная карта GeForce RTX 5090 по-прежнему представляет другую лигу, более чем вдвое улучшая лучший из результатов мобильной карты и обеспечивая молниеносную генерацию – всего 5.2 с на картинку. Эта тенденция продолжается и в Stable Diffusion 1.5, где большие число ядер и запас мощности десктопной карты обеспечивают намного более быстрые результаты. Вместе с тем, мобильная версия GeForce RTX 5090 под такой нагрузкой все-таки работает достаточно хорошо.
UL Procyon: AI Image Generation | GeForce RTX 5090 Mobile (автономно) | GeForce RTX 5090 Mobile (от сети) | GeForce RTX 5090 |
Stable Diffusion 1.5 (FP16), общая оценка, баллов | 1592 | 3231 | 8193 |
Stable Diffusion 1.5 (FP16), время выполнения, с | 62.775 | 30.946 | 12.204 |
Stable Diffusion 1.5 (FP16), скорость генерации, секунд на картинку | 3.923 | 1.934 | 0.763 |
Stable Diffusion 1.5 (INT8), общая оценка, баллов | 21261 | 36342 | 79272 |
Stable Diffusion 1.5 (INT8), время выполнения, с | 11.758 | 6.879 | 3.154 |
Stable Diffusion 1.5 (INT8), скорость генерации, секунд на картинку | 1.006 | 0.860 | 0.394 |
Stable Diffusion XL (FP16), общая оценка, баллов | 1252 | 2801 | 7179 |
Stable Diffusion XL (FP16), время выполнения, с | 478.861 | 214.206 | 83.573 |
Stable Diffusion XL (FP16), скорость генерации, секунд на картинку | 29.929 | 13.388 | 5.223 |
Luxmark – это бенчмарк для видеокарт, который использует LuxRender – рендерер на основе рейтрейсинга с открытым исходным кодом – и позволяет оценить производительность систем в сценариях с высокодетализированными 3D сценами. Этот бенчмарк подходит для оценки графической производительности серверов и рабочих станций, особенно в архитектурных приложениях и других приложениях с визуализацией объектов, где важно точное моделирование эффектов освещения.
Результаты показывают, что карта GeForce RTX 5090 Mobile обладает солидным потенциалом для рендеринга, особенно в режиме работы от сети. В тесте Hall количество баллов (14555), полученных в автономном режиме, при подключении к сети практически удваивается (28547). Однако десктопная карта GeForce RTX 5090 остается далеко впереди с результатом 51725 баллов, демонстрируя явное преимущество более высоких лимитов температуры и мощности. Хотя мобильная карта предлагает конкурентоспособную производительность рендеринга для уровня ноутбуков, для профессиональной работы со сложными 3D сценами все-таки больше подходит «сырая» мощь десктопной видеокарты.
Тест Luxmark | GeForce RTX 5090 Mobile (автономно) | GeForce RTX 5090 Mobile (от сети) | GeForce RTX 5090 |
Food, баллов | 5792 | 11487 | 23141 |
Hall, баллов | 14555 | 28547 | 51725 |
Geekbench 6 – это кроссплатформенный бенчмарк для измерения общей системной производительности. Geekbench Browser позволяет количественно оценить производительность любой системы и сравнить ее с другими.
В тесте OpenCL карта GeForce RTX 5090 Mobile при подключении к сети заметно ускоряется, улучшая свой результат с 174725 баллов до 208451. Это показывает, что при повышении лимита энергопотребления видеокарта может расправить крылья и обеспечивать более высокую производительность компьютинга. В автономном режиме производительность тоже солидная, но закономерное снижение результата при отключении ноутбука от сети отражает компромисс, ценой которого достигается энергетическая эффективность. Десктопная карта GeForce RTX 5090 по-прежнему удерживает бесспорное лидерство с результатом 374807 баллов, но мобильная версия предлагает очень приличный для портативного форм-фактора уровень производительности.
Geekbench | GeForce RTX 5090 Mobile (автономно) | GeForce RTX 5090 Mobile (от сети) | GeForce RTX 5090 |
GPU OpenCL, баллов | 174725 | 208451 | 374807 |
Бенчмарк V-Ray Benchmark измеряет производительность рендеринга на центральных процессорах, видеокартах NVIDIA или на том и другом (CPU + GPU), используя продвинутые движки V-Ray 6. Он предлагает быстрые тесты и простую систему количественной оценки, которая позволяет пользователям не только оценить свои системы с точки зрения производительности рендеринга, но и сравнить их с другими. Практически это инструмент для быстрой профессиональной оценки производительности графических рабочих станций.
В бенчмарке V-Ray карта GeForce RTX 5090 Mobile демонстрирует значительное – почти на 70% – повышение производительности (в v-пассах, vpaths) при включении ноутбука в сеть: 6877 против 4076 в автономном режиме. Это показывает, что видеокарта может справляться с требовательным сценарием рендеринга методом трассировки лучей более быстро, когда она не ограничена условиями экономичного расхода заряда батареи. Вместе с тем, даже в автономном режиме она предлагает приличную скорость рендеринга, что делает ее подходящим вариантом для профессиональных дизайнеров, работающих в дороге. Хотя десктопная карта с результатом 14764 v-пасса безоговорочно лидирует, производительность мобильной карты, с учетом ее меньшего бюджета мощности, впечатляет.
V-Ray | GeForce RTX 5090 Mobile (автономно) | GeForce RTX 5090 Mobile (от сети) | GeForce RTX 5090 |
v-пассов | 4076 | 6877 | 14764 |
Тесты 3DMark Port Royal, Speed Way и Steel Nomad предназначены для оценки производительности видеокарт в различных типах сценариев. В Port Royal акцент сделан на рейтрейсинге, Speed Way оценивает производительность в гоночных симуляторах, а Steel Nomad ставит перед GPU задачу отрисовки сложной сцены с высокодетализированной реалистичной графикой. Эти тесты оценивают потенциал видеокарты в аспектах чистого рендеринга, воссоздания эффектов освещения и динамики сцен.
Результаты 3DMark еще раз подтверждают тенденцию лучшей производительности мобильной видеокарты в режиме работы от сети, что особенно заметно в Port Royal, где результат по сравнению с автономным режимом вырос более чем вдвое: с 6798 до 15380 баллов. В Speed Way и Steel Nomad эта прибавка тоже значительна и показывает преимущество, которое дают более высокие лимиты мощности видеокарты в сценариях с интенсивной графической нагрузкой. Десктопная версия GeForce RTX 5090 набирает больше баллов во всех тестах, но производительности мобильной версии будет достаточно для гладкого геймплея в продвинутых играх и для работы с графическим контентом в дороге.
Тест 3DMark | GeForce RTX 5090 Mobile (автономно) | GeForce RTX 5090 Mobile (от сети) | GeForce RTX 5090 |
Port Royal, баллов | 6798 | 15380 | 19290 |
Speed Way, баллов | 2885 | 6223 | 7709 |
Steel Nomad, баллов | 2731 | 5655 | 6458 |
Энергопотребление является одним из критических факторов для любой компьютерной платформы, но именно в мобильном сегменте оно непосредственно влияет на время автономной работы и интенсивность нагрева (и, соответственно, потребную мощность охлаждения) ноутбука. Каждое новое поколение видеокарт, как правило, предлагает более высокую производительность, но рост энергопотребления приводит к росту тепловыделения и требует применения более эффективных кулеров. В отличие от своих десктопных собратьев, которые могут опираться на более мощные блоки питания и системы активного охлаждения, мобильные видеокарты должны балансировать между производительностью и энергоэффективностью, чтобы увеличить время автономной работы, и в то же время держать под контролем температуру. Хотя более мощные видеокарты могут выполнять задачи быстрее, продолжительная работа в высоконагруженном режиме может привести к термическому троттлингу (сбросу скорости), что потенциально ухудшает характеристики производительности этих карт под длительной нагрузкой.
Мы измерили энергопотребление карты NVIDIA RTX 5090 Mobile в ходе выполнения теста Procyon с генерацией изображений в режиме работы от сети (со снятой батареей). Хотя бюджет мощности мобильной карты значительно меньше по сравнению с десктопной версией, ноутбук под нагрузкой все же потреблял до 239 Вт (максимум), и среднее энергопотребление тоже было довольно высоким – 206 Вт.
В простое ноутбук потреблял 68.5 Вт, и, таким образом, энергопотребление видеокарты в среднем составило около 137.5 Вт. Согласно спецификациям, в ноутбуке Razer 16 для видеокарты GeForce RTX 5090 Mobile установлен лимит мощности 135 Вт, что в общем соответствует нашим измерениям. Тест занял всего 13.5 секунд, и за это время было израсходовано всего 0.76 Вт-ч. Этот результат делает карту GeForce RTX 5090 Mobile самой энергетически эффективной видеокартой в данном сценарии генерации изображений искусственным интеллектом.
Видеокарта | GeForce RTX 5090 Mobile (от сети) | AMD 9070 XT | NVIDIA RTX 5070 | ASUS Prime NVIDIA RTX 5070 Ti | NVIDIA RTX 5080 | NVIDIA RTX 5090 |
Энергопотребление, Вт-ч | 0.76 | 3.41 | 2.46 | 1.66 | 1.39 | 1.16 |
Время выполнения теста, с | 13.5 | 17.4 | 19.2 | 11.1 | 8.7 | 5.1 |
Видеокарта нового поколения NVIDIA GeForce RTX 5090 Mobile принесла в сегмент высокопроизводительных ноутбуков заметный прогресс в части производительности графики. Благодаря архитектуре NVIDIA Blackwell как ключевому слагаемому этого прогресса, видеокарта одновременно предлагает серьезную вычислительную мощность для ИИ, рейтрейсинг следующего поколения и улучшенную энергетическую эффективность, и все это в рамках бюджета мощности 150 Вт. Это не попытка подвинуть десктопные карты, а предложение достаточно высокой производительности для креативных приложений, игр класса AAA и ИИ-нагрузок в мобильном форм-факторе, с существенным ростом скорости вычислений в режиме работы от сети. В комбинации с мощным процессором, таким как AMD Ryzen AI 9 HX 370, в ноутбуке Razer Blade 16 эта карта показывает, насколько продвинулись современные мобильные платформы.
Во всех проведенных нами тестах наблюдалась разница в производительности, причем значительная, между автономным режимом и режимом работы от сети – но это было ожидаемо. В автономном режиме GeForce RTX 5090 Mobile, тем не менее, отлично подходит для сравнительно легких задач, а при подключении к сети раскрывает весь свой потенциал. Будь то рендеринг сложных сцен в V-Ray, генерация изображений в Stable Diffusion XL или обеспечение высокой частоты кадров в 3DMark, в режиме от сети скорость отклика приложений сопоставима с десктопным уровнем, тогда как по энергетической эффективности новая карта превосходит мобильные версии флагманских видеокарт предыдущих поколений.
Хотя десктопная карта GeForce RTX 5090 значительно превосходит мобильную по чистой мощности, мобильная версия обеспечивает уровень производительности, достаточный для того, чтобы стать адекватной альтернативой для тех пользователей, кому нужна вычислительная мощность без привязки к конкретному рабочему месту. Выдающимся достижением является показатель энергоэффективности, полученный в тесте Procyon AI Image Generation по результатам измерения энергопотребления. Карта NVIDIA GeForce RTX 5090 Mobile побила рекорд, ранее установленный десктопной картой GeForce RTX 5090 FE, продемонстрировав в полтора раза меньшее энергопотребление. Хотя мобильная карта работает не так быстро, как десктопная, для этого ей требуется намного меньше энергии, поэтому по энергоэффективности она занимает первое место.
Если вы энтузиаст ИИ, инженер или геймер и вам нужна топовая графическая производительность в портативном форм-факторе, то GeForce RTX 5090 Mobile предлагает как раз то, что вам нужно, со стандартными оговорками, касающимися ограничений по мощности и тепловыделению в ноутбуках. Десктопная карта GeForce RTX 5090 остается решением номер один для тех, кому нужна максимально возможная производительность, в то время как мобильная версия обеспечивает значительную часть этой производительности в формате ноутбука, без каких-либо компромиссов в части портативности и энергетической эффективности.