Вторник, 5 марта 2024 09:30
Обзор видеокарты Gigabyte GeForce RTX 4080 SUPER Gaming OC
Видеокарта Gigabyte GeForce RTX 4080 SUPER Gaming OC – это наиболее доступная кастомная модель от Gigabyte на базе графического чипа RTX 4080 SUPER. В иерархии брендовых линеек Gigabyte серия Gaming OC стоит ниже серии Eagle OC и тем более вожделенной серии AORUS Gaming.

Содержание
- Карта RTX 4080 SUPER Gaming OC и ее соседи по сегменту рынка
- Архитектура
- Ядра RT 3-го поколения и рейтрейсинг
- Микрокарты непрозрачности
- Технология DLSS 3 Frame Generation
- Упаковка
- Карта
- Разборка
- Печатная плата
- Тестовая конфигурация системы
- Assassin's Creed Mirage
- Atomic Heart
- Baldur's Gate 3
- Cyberpunk 2077
- God of War
- Starfield
- Среднеигровая производительность
- Относительная производительность видеокарт
- Сравнение производительности карт RTX 4080 Super FE и Radeon RX 7900 XTX
- Сравнение производительности карт RTX 4080 Super FE и RTX 4080 не-Super
- Соотношение производительности и фактической розничной цены
- Стоимость кадра
- Соотношение производительности и MSRP
- Графические вычисления
- Рендеринг
- Генерирование изображений с помощью ИИ
- Генерирование изображений с помощью ИИ
- Обработка видео с помощью ИИ
- Энергопотребление
- Заключение
Карты серии Gaming OC ориентированы на тех, кто смотрит в основном на характеристики графического чипа, а не на всевозможные прибамбасы премиальных кастомных моделей видеокарт. И, хотя наша сегодняшняя карта все-таки имеет наценку относительно так называемой рекомендуемой розничной цены (MSRP), эта наценка невелика. Вообще, SUPER-модификация GeForce RTX 4080 завершает зимний цикл обновлений 2023-24 верхней части линейки карт NVIDIA GeForce RTX 40-й серии Ada. Она разработана для гейминга в классе AAA на разрешении 4K Ultra HD с максимальными настройками, включая рейтрейсинг.
Концепцию моделей SUPER в линейке карт GeForce RTX 40 до сего момента можно было сформулировать как «повышение производительности без повышения ценовой категории». В случае RTX 4070 SUPER это означало на 21% больше шейдеров и заметную прибавку к производительности, позволяющую сместить RTX 4070 с 600-долларовой позиции. Карту RTX 4070 Ti SUPER отличал существенно больший объем памяти – 16 ГБ вместо 12 ГБ – плюс на 10% больше шейдеров, что позволило ей занять место RTX 4070 Ti на 800-долларовой ценовой отметке. С RTX 4080 SUPER дело обстоит слегка по-другому. У этой карты примерно на 5% больше шейдеров – задействуется максимум из имеющихся в графическом чипе AD103, на котором базируются карты RTX 4080 и 4080 SUPER. Но цена при этом снижена на 20%, если сравнивать официальные стартовые цены этих карт.
Возможно, в NVIDIA поняли, что в ситуации с RTX 4080 SUPER они могут обойтись «малой кровью» и не применять более сложные и дорогие подходы, как то – переход на больший чип AD102, что позволило бы увеличить число шейдеров и расширить шину памяти. Главным образом потому, что основной конкурирующий аналог, Radeon RX 7900 XTX, уже по максимуму использует потенциал своего графического чипа, и это не создает никаких угроз позициям RTX 4090. Однако RX 7900 XTX можно найти на рынке по цене процентов на 25 ниже, чем у RTX 4080, и это уже становится проблемой для NVIDIA. И в данной ситуации, чем снижать розничные цены на 20%, проще выпустить взамен RTX 4080 новую карту по более низкой цене, что в NVIDIA, по-видимому, и сделали.
Используя максимум возможностей чипа AD103, карта RTX 4080 SUPER предлагает потрясающее число – 10240 – ядер CUDA, 320 ядер Tensor, 80 ядер RT, 320 блоков TMU и все 112 блоков ROP. Подсистема памяти по сравнению с RTX 4080 почти не изменилась: максимальный 64-мегабайтный встроенный кэш L2 вкупе с 16 ГБ графической памяти GDDR6X на 256-разрядной шине опять же максимальной ширины, хотя сама память стала слегка быстрее – 23 Гбит/с против 22.4 Гбит/с у RTX 4080. Boost-частота GPU тоже слегка выросла: референсная спецификация – с 2505 МГц у RTX 4080 до 2550 МГц у RTX 4080 SUPER, а с добавкой от Gigabyte заводская boost-частота карты Gaming OC составила 2595 МГц.
Основополагающие технологии все те же самые. Графическая архитектура Ada Lovelace, представленная в 2022 году, по-прежнему актуальна. В ней ядра CUDA, помимо повышения общей производительности, поддерживают функцию переупорядочивания выполнения шейдеров (Shader Execution Reordering, SER), которая ускоряет рейтрейсинг. Новые ядра RT 3-го поколения поддерживают технологию смещенных микросеток (Displaced Micro-Meshes), позволяющую разработчикам игр применять рейтрейсинг к объектам с более сложной геометрией. Новый аппаратный ускоритель оптического потока (Optical Flow Accelerator) в составе GPU обеспечивает работу функции DLSS 3 Frame Generation, которая позволяет видеокарте отрисовывать целые дополнительные кадры с помощью ИИ, не задействуя основной графический пайплайн.
В конструкции модели RTX 4080 SUPER Gaming OC компания Gigabyte использует самый массивный вариант своего фирменного кулера WindForce 3X, который отличает также карту RTX 4090 серии Gaming OC. Этот толстый 3-слотовый кулер представляет собой почти полностью открытый радиатор с узким кожухом, к которому крепятся три вентилятора. Карту украшает минимум RGB-подсветки: подсвечиваются только логотип и рамки вентиляторов. Карта имеет двойной BIOS (dual-BIOS): опцию по умолчанию OC BIOS, обеспечивающую boost-частоту 2595 МГц, и дополнительную опцию Silent BIOS, которая снижает тактовую частоту до референсной, а также предлагает более узкий диапазон регулировки скорости вентиляторов. Стоит отметить, что, несмотря на заводское значение TGP 320 Вт, на модели Gigabyte Gaming OC доступен весь диапазон регулировки лимитов мощности – до 400 Вт, в то время как на некоторых других современных премиальных моделях видеокарт с разгоном эта настройка ограничена заводским лимитом. Gigabyte выпускает RTX 4080 SUPER Gaming OC с 5%-ной наценкой относительно MSRP.
Карта RTX 4080 SUPER Gaming OC и ее соседи по сегменту рынка
Модель | Стартовая цена, $ | Кол-во ядер | Кол-во ROP | Базовая частота, МГц | Boost-частота, МГц | Частота памяти, МГц | Чип GPU | Кол-во транзисторов, млн | Память |
RX 6800 XT | 500 | 4608 | 128 | 2015 | 2250 | 2000 | Navi 21 | 26800 | 16 ГБ, GDDR6, 256-bit |
RTX 3080 | 450 | 8704 | 96 | 1440 | 1710 | 1188 | GA102 | 28000 | 10 ГБ, GDDR6X, 320-bit |
RTX 4070 | 540 | 5888 | 64 | 1920 | 2475 | 1313 | AD104 | 35800 | 12 ГБ, GDDR6X, 192-bit |
RX 7800 XT | 500 | 3840 | 96 | 2124 | 2430 | 2425 | Navi 32 | 28100 | 16 ГБ, GDDR6, 256-bit |
RX 6900 XT | 650 | 5120 | 128 | 2015 | 2250 | 2000 | Navi 21 | 26800 | 16 ГБ, GDDR6, 256-bit |
RX 6950 XT | 630 | 5120 | 128 | 2100 | 2310 | 2250 | Navi 21 | 26800 | 16 ГБ, GDDR6, 256-bit |
RTX 3090 | 800 | 10496 | 112 | 1395 | 1695 | 1219 | GA102 | 28000 | 24 ГБ, GDDR6X, 384-bit |
RTX 4070 Super | 600 | 7168 | 80 | 1980 | 2475 | 1313 | AD104 | 35800 | 12 ГБ, GDDR6X, 192-bit |
RTX 4070 Ti | 750 | 7680 | 80 | 2310 | 2610 | 1313 | AD104 | 35800 | 12 ГБ, GDDR6X, 192-bit |
RTX 4070 Ti Super | 800 | 8448 | 112 | 2340 | 2610 | 1313 | AD103 | 45900 | 16 ГБ, GDDR6X, 256-bit |
RX 7900 XT | 720 | 5376 | 192 | 2000 | 2400 | 2500 | Navi 31 | 57700 | 20 ГБ, GDDR6, 320-bit |
RTX 3090 Ti | 1050 | 10752 | 112 | 1560 | 1950 | 1313 | GA102 | 28000 | 24 ГБ, GDDR6X, 384-bit |
RTX 4080 | 1200 | 9728 | 112 | 2205 | 2505 | 1400 | AD103 | 45900 | 16 ГБ, GDDR6X, 256-bit |
RTX 4080 Super | 1000 | 10240 | 112 | 2295 | 2550 | 1438 | AD103 | 45900 | 16 ГБ, GDDR6X, 256-bit |
Gigabyte RTX 4080 Super Gaming OC | 1050 | 10240 | 112 | 2295 | 2595 | 1438 | AD103 | 45900 | 16 ГБ, GDDR6X, 256-bit |
RX 7900 XTX | 970 | 6144 | 192 | 2300 | 2500 | 2500 | Navi 31 | 57700 | 24 ГБ, GDDR6, 384-bit |
RTX 4090 | 1800 | 16384 | 176 | 2235 | 2520 | 1313 | AD102 | 76300 | 24 ГБ, GDDR6, 384-bit |
Архитектура
Графическая архитектура Ada ознаменовала собой третье поколение технологий NVIDIA RTX, которые направлены на повышение реалистичности игровой графики и опираются на метод трассировки лучей (рейтрейсинг) в реальном времени без привлечения огромных вычислительных мощностей, ранее требовавшихся для точного 3D-рендеринга с применением рейтрейсинга. Это достигается путем сочетания традиционной растеризации с элементами рейтрейсинга, который используется для реалистичного моделирования отражений, источников света и глобального освещения, если говорить о самых распространенных примерах применения рейтрейсинга. Третье поколение видеокарт RTX представляет: новые ядра CUDA "Ada" с более высокой производительностью IPC; ядра RT 3-го поколения; ядра Tensor 4-го поколения; а также новый процессорный блок – ускоритель оптического потока, который играет ключевую роль в генерировании графическим процессором новых кадров отдельно от основного графического пайплайна. Архитектура GeForce Ada, лежащая в основе графического чипа RTX 4080 Super, базируется на 5-нанометровом EUV техпроцессе TSMC, позволившем значительно увеличить количество транзисторов в одном кристалле.



В основе карты GeForce RTX 4080 Super лежит тот же самый 5-нм кристалл AD103, что и у исходной модификации RTX 4080. С точки зрения разработки новой модели видеокарты здесь много общего с RTX 2080 Super, которая тоже по максимуму включала аппаратный потенциал чипа TU104, лежащего в основе исходной, уже довольно мощной модели RTX 2080. В этом поколении NVIDIA AD103 – второй по величине графический чип, на котором базируются не только карты RTX 4080 и RTX 4080 Super, но также мобильная версия RTX 4090. Этот кристалл площадью 379 кв.мм содержит почти 46 млрд транзисторов – больше, чем флагманский чип предыдущего поколения GA102. Он включает в себя 80 потоковых мультипроцессоров, и, так как RTX 4080 Super задействует потенциал чипа по максимуму, все 80 активны. Это значит, что RTX 4080 Super располагает феноменальным количеством ядер CUDA –10240, а также 320 ядрами Tensor, 80 ядрами RT, 320 блоками TMU и 112 блоками ROP. Чип AD103 имеет 256-разрядный интерфейс памяти, при этом карта RTX 4080 Super оснащена теми же 16 ГБ памяти, и даже более быстрой – 23 Гбит/с против 22.4 Гбит/с у RTX 4080.
Помимо 256-разрядного интерфейса памяти GDDR6X, чип AD103 предлагает хост-интерфейс PCI-Express 4.0 x16 и поддержку Resizable BAR для PCI. Основным регулятором потоков нагрузки служит движок GigaThread Engine, который распределяет нагрузку между семью кластерами графической обработки (GPC) в составе GPU. Каждый кластер GPC содержит движок растеризации (Raster Engine) и бэкенды рендеринга, общие для шести кластеров обработки текстур (TPC); кластер TPC является неделимым компонентом структуры GPU. Один из кластеров GPC содержит только четыре TPC. Каждый кластер TPC включает в себя два потоковых мультипроцессора (SM) и полиморфный движок. Каждый SM содержит 128 ядер CUDA, которые распределены по четырем субблокам. Половина из этих ядер CUDA выполняет только операции FP32, другая половина – как FP32, так и INT32. Таким образом, SM может параллельно обрабатывать вещественные (FP32) и целочисленные (INT32) данные. Кроме того, SM содержит ядро RT 3-го поколения, четыре ядра Tensor 4-го поколения, буфер памяти и четыре блока текстуризации (TMU). Как уже отмечалось, один из семи кластеров GPC чипа AD103 физически имеет только четыре кластера TPC.
Имея 80 SM по 128 ядер CUDA в каждом, мы получаем в общей сложности 10240 ядер CUDA. По словам NVIDIA, карта RTX 4080 Super задействует весь аппаратный потенциал чипа AD103; и это утверждение на 99.999% соответствует действительности. В чипе AD103 имеется четыре ускорителя декодирования NVDEC и два ускорителя кодирования NVENC; но в модели RTX 4080 Super, как и в RTX 4080, три из вышеупомянутых блоков NVDEC отключены. Поскольку этот функционал не предназначен для линейки GeForce RTX, и NVIDIA включает несколько блоков NVDEC только в профессиональных моделях, таких как RTX 5000 Ada.
Ядра RT 3-го поколения и рейтрейсинг
Ядра RT 3-го поколения ускоряют выполнение наиболее нагруженных с вычислительной точки зрения процедур, которые включает в себя рейтрейсинг в реальном времени, в том числе расчет пересечений лучей с BVH. Движок смещенных микросеток (Displaced micro-mesh, DMM) представляет революционную технологию, реализованную в ядрах RT 3-го поколения. Аналогично сетчатым шейдерам и тесселяции, которые в свое время позволили значительно ускорить растеризацию объектов со сложной геометрией и, соответственно, усложнить игровую картинку, DMM позволяет упростить структуру данных иерархии ограничивающих объемов (BVH), которые используются для определения точки пересечения луча с объектом. Раньше в BVH приходилось включать даже мельчайшие детали, чтобы гарантировать правильное положение точки пересечения. Архитектура карт Ada поддерживает также программную технологию переупорядочивания выполнения шейдеров (SER), дающую заметную прибавку к скорости за счет реорганизации и оптимизации связанных с рейтрейсингом рабочих потоков в результате взаимодействия GPU с игровым движком.
Сегодня нет необходимости включать в BVH данные каждого треугольника поверхности объекта, но можно существенно упростить структуру данных BVH, представляя объекты со сложной геометрией как грубую сетку из базовых треугольников. Упрощение BVH означает меньшую нагрузку на память и центральный процессор, потому что структура BVH генерируется исключительно силами CPU. Раньше, при использовании ядер RT более старых архитектур "Ampere" и "Turing", с большими вычислительными затратами каждый треугольник объекта обсчитывался как эталон, чтобы ядра RT могли точно определить точку пересечения луча с любым треугольником. В архитектуре Ada ядра RT получают данные упрощенной структуры BVH вместе с данными DMM, что в совокупности позволяет им собственными силами точно определить точку пересечения луча с объектом. По заявлениям NVIDIA, общее число треугольников можно сократить в масштабе от 11:1 до 28:1. Это уменьшает, по сравнению с ядрами RT предыдущих поколений, время компиляции BVH в 7.6-15 раз, а объем данных BVH – в 6.5-20 раз. Использование DMM позволяет снизить нагрузку на оперативную память, дисковый накопитель, шину PCIe и центральный процессор. NVIDIA также работает с компаниями Simplygon и Adobe над включением поддержки DMM в их приложения.
Микрокарты непрозрачности
Новая технология микрокарт непрозрачности (Opacity Micro Maps, OMM), представленная в поколении видеокарт Ada, позволяет улучшить скорость растеризации, особенно объектов с альфа-каналом, который содержит данные о прозрачности. Большинство фоновых объектов 3D-сцен, таких как, например, листва, на самом деле представляют собой прямоугольники с альфа-текстурами, где данные о прозрачности обеспечивают визуальную форму листьев. Ядра RT тратят много времени на расчет точек пересечения лучей с такими объектами, поскольку их визуальная форма не совпадает с геометрической моделью (последняя – это просто прямоугольники с текстурами, создающими иллюзию формы). Для определения формы прозрачных объектов ядрам RT предыдущих поколений требовались многократные вызовы текстуры шейдером, потому что эти ядра не могли определять прозрачность по данным альфа-канала.
Эта проблема была решена с помощью OMM. По аналогии с тем, как DMM упрощает структуру данных о геометрии объектов за счет создания сеток из микротреугольников, так OMM создает карты прямоугольных текстур, которые соответствуют непрозрачным участкам на альфа-текстурах, так что ядра RT получают «лучшее представление» о геометрии объекта и могут корректно рассчитать точки пересечения лучей с объектом. Это значительно увеличивает производительность шейдеров также и в приложениях без рейтрейсинга. Практическое применение OMM не ограничивается созданием реалистичной тени от листвы; эта технология также полезна при создании эффектов дымовых шлейфов и локального тумана. Эти эффекты традиционно требовали больших вычислительных затрат, поскольку включали в себя полную обработку шейдерами многих слоев текстур. Теперь обрабатываются только непрозрачные пиксели – OMM обеспечивает 30%-ную прибавку к скорости заполнения графического буфера и 10%-ную прибавку к частоте кадров.
Технология DLSS 3 Frame Generation
В 3-й версии технологии суперсэмплинга на основе глубокого обучения (DLSS 3) представлена новая революционная функция, которая потенциально способна удвоить частоту кадров при сопоставимом с оригинальным уровне качества изображения. Это функция генерирования кадров силами ИИ (AI Frame Generation). В ее основе – технология ИИ-суперсэмплинга DLSS 2, которая силами ИИ восстанавливает сниженное разрешение до оригинального с минимальными потерями в качестве изображения. В свою очередь, DLSS 3 может генерировать целые кадры исключительно силами ИИ, отдельно от основного пайплайна рендеринга; такое генерирование кадров также возможно на оригинальном разрешении без масштабирования.
Каждый дополнительный кадр в DLSS 3 поступает от ИИ, не являясь копией предыдущего кадра, отрисованного непосредственно по данным игры. Это возможно только на видеокартах с архитектурой Ada, которая содержит аппаратный компонент под названием ускоритель оптического потока (Optical Flow Accelerator, OFA), который помогает прогнозировать содержание следующего кадра, создавая так называемое поле оптического потока (в терминологии NVIDIA). OFA гарантирует, что алгоритм DLSS 3 не будет «введен в заблуждение» статичными объектами в быстро изменяющейся 3D-сцене (например, в гоночных симуляторах). Этот процесс во многом обеспечивается той прибавкой к производительности, которую дает поддержка числового формата FP8 в ядрах Tensor 4-го поколения. Третий ключевой компонент DLSS 3 называется Reflex. Сокращая очередь рендеринга до нуля, Reflex играет важную роль в обеспечении приемлемого уровня составляющей задержки, связанной с включением DLSS 3. Таким образом, для использования DLSS 3 необходимо наличие OFA вкупе с тензорными ядрами 4-го поколения; поэтому применить эту технологию можно только на видеокартах Ada, а на более старых архитектурах она не работает.
Упаковка


Карта
В дизайне лицевой стороны видеокарты Gigabyte RTX 4080 Super Gaming OC преобладает черный цвет, с которым контрастируют серебристые шайбы на осях вентиляторов. На обратной стороне – добротная металлическая подложка.


Габаритные размеры карты – 35.0 x 15.0 см, масса – 1740 г.


При установке карта закроет три слота. Толщина карты – 75 мм.

В части дисплейных выходов карта оснащена тремя стандартными портами DisplayPort 1.4a и одним портом HDMI 2.1a (как и карты Ampere и не-Super модели Ada).
В архитектуре Ada Lovelace NVIDIA представляет концепцию двухкомпонентного кодека NVENC/ NVDEC. Это означает два независимых сета аппаратных ускорителей кодирования/ декодирования: вы можете параллельно осуществлять кодирование и декодирование двух потоков видео или кодирование либо декодирование одного потока с удвоенной частотой кадров. Новый кодер 8-го поколения NVENC теперь, помимо HEVC, ускоряет еще и кодирование AV1. Здесь также участвует "ускоритель оптического потока", который может вычислять промежуточные кадры для видеоконтента с целью обеспечения гладкости показа. Этот же аппаратный блок используется для генерирования кадров в DLSS 3.

Все видеокарты GeForce RTX 4080 и 4080 Super используют (12+4)-пиновый коннектор питания ATX 12VHPWR, кабель-адаптер в комплекте.

Переключатель BIOS позволяет перейти в режим "тихого" BIOS, который предлагает менее скоростной диапазон настройки вентиляторов в целях снижения уровня шума.
Разборка



Кулер карты Gigabyte Gaming OC имеет девять тепловых трубок. Основной радиатор также обеспечивает охлаждение чипов памяти и цепей VRM.


Металлическая подложка защищает карту от механических повреждений в процессе установки и эксплуатации.
Печатная плата
Приведенные ниже фото PCB в высоком разрешении можно бесплатно публиковать в интернете (в статьях, видеороликах, на форумах, в социальных сетях и т.д.)




16-фазной схемой питания GPU управляет контроллер uPI uP9512R.

В схеме VRM GPU используются компоненты AOZ5311NQI DrMOS от Alpha & Omega Semiconductor, рассчитанные на ток 55 A.


Напряжение на память подается в три фазы под управлением контроллера uPI uP9529Q.

В схеме питания памяти используются компоненты Vishay SIC653A DrMOS, рассчитанные на ток 50 A.

Чипы памяти GDDR6X от Micron имеют сокращенный модельный номер D8BZF, которому соответствует полный номер MT61K512M32KPA-24. Они имеют номинальную частоту 1500 МГц (соответствует эффективной пропускной способности 24 Гбит/с).

Графический процессор AD103 – это второй чип NVIDIA с архитектурой Ada Lovelace. Он изготавливается на базе 5-нанометрового техпроцесса TSMC (Тайвань) и содержит 45.9 млрд транзисторов на кристалле площадью 379 кв.мм.
Тестовая конфигурация системы
Компонент | Модель |
Процессор | Intel Core i9-14900K Raptor Lake, 6.0 ГГц, 8+16 ядер / 32 потока PL1 = PL2 = 330 Вт |
Материнская плата | Включено на всех видеокартах NVIDIA, AMD и Intel |
Память | Thermaltake TOUGHRAM XG 2x 16 ГБ DDR5-7200 МГц 36-46-46-96 |
Кулер | Arctic Liquid Freezer II 280 мм AIO |
Термопаста | Arctic MX-6 |
Накопитель | 2x 2 ТБ M.2 NVMe SSD |
Блок питания | Seasonic Vertex GX 850 Вт ATX 3.0 / 16-pin 12VHPWR |
Корпус | darkFlash DLX4000 Mesh |
Операционная система | Windows 11 Professional 64-bit 23H2 VBS включено (в Windows 11 по умолчанию) |
Драйверы | RTX 4080 Super: 551.22 Press Driver RTX 4070 Super & 4070 Ti Super: 551.23 WHQL NVIDIA: 546.17 WHQL AMD: 23.11.1 WHQL Intel: 101.4953 WHQL |
Результаты тестов можно сравнивать с результатами из других обзоров только при полном совпадении тестовых конфигураций.






- Все игры и видеокарты тестировались на одной и той же системной конфигурации, включая версии драйверов, указанные в таблице выше.
- Все карты тестировались на одной и той же версии каждой игры.
- Во всех играх, если не указано иное, были установлены максимальные настройки качества изображения.
- Настройки AA и AF устанавливались через меню игры, а не панели управления драйвера.
- В каждом тесте, прежде чем приступить к измерениям, мы давали видеокарте прогреться до стабильного рабочего состояния. Это делалось с целью исключения нерепрезентативных результатов, которые могут быть получены в первые несколько секунд на сверхвысоких тактовых частотах на «холодной» видеокарте и не соответствуют режиму продолжительных игровых сессий.
- В целях повышения репрезентативности результатов в качестве тестов во всех играх использовались кастомные внутриигровые тестовые сцены, а не встроенные бенчмарки.
Все игры тестировались на трех разрешениях:
- 1920 x 1080: Full HD – наиболее популярное разрешение игровых мониторов.
- 2560 x 1440: промежуточный вариант между Full HD и 4K, предъявляет достаточно серьезные требования к производительности ПК.
- 3840 x 2160: 4K Ultra HD – наиболее требовательное игровое разрешение, доступно на мониторах класса high-end.
Assassin's Creed Mirage

В Assassin's Creed Mirage студия Ubisoft вновь возвращается к истокам своей игровой серии в стиле «стелс», погружая нас в атмосферу раннесредневекового Багдада (Baghdad). В части упрощенной системы продвижения данная игра несколько отходит от стандартов RPG. Игрокам предлагается роль Басима (Basim), ассасина, цель которого – месть Ордену Древних (Order of the Ancients). Сюжет разворачивается вокруг основной миссии, без дополнительных усложнений и ответвлений.
Atomic Heart

В 1950-х годах альтернативной истории Советский Союз совершил технологический прорыв благодаря открытию программируемых молекулярных субстанций, которые стали использоваться в производстве роботов и позволили создать сеть ИИ под названием Коллектив (Kollektiv), выполняющую функцию коллективного разума роботов. Роботы взяли на себя весь ручной труд. С завода 3826 (Facility 3826), секретного предприятия в отдаленном регионе Советского Союза, где разрабатываются все эти передовые технологии, не поступает никакой информации, и это тревожно. Новая версия коллективного ИИ, над которой работали советские ученые, оказалась коварной и решила свергнуть своих создателей. Вы командированы правительством на объект и должны выяснить, что же пошло не так, а также предотвратить распространение влияния коллективного ИИ на другие машины за пределами предприятия. Atomic Heart: тестирование и анализ производительности
Baldur's Gate 3

Baldur's Gate 3 – изометрическая RPG от Larian Studios, которая погружает игроков в эпическое путешествие по окрестностям города Baldur's Gate, наполненное сражениями с инопланетными «раздельщиками разума», монстрами и группировками людей. Игра предлагает различные линии поведения, вариативность результатов квестов и интерактивных персонажей, захватывающие битвы с пошаговой тактикой и исследования в реальном времени. Игроки принимают морально сложные решения и влияют на судьбу вселенной Forgotten Realms, участвуя в различных альянсах и противостояниях.
Cyberpunk 2077

Самая ожидаемая игра 2020 года, если не всего десятилетия, Cyberpunk 2077 – это настолько же произведение искусства, насколько это игра. Огромный открытый мир большого города будущего манит вас сотнями квестов, сюжетных ответвлений и фантастическим количеством контента, который может засосать вас в альтернативную реальность. Несмотря на баги дебютного релиза, Cyberpunk 2077 в техническом плане стал заметной вехой в истории видеоигр. Вы играете за персонажа по имени "V", уличного вора, и ваша цель – спереть у мегакорпорации кибер-имплант, дающий своему владельцу сказочные возможности.
God of War

В 2022 году God of War (2018) наконец вышел в версии для ПК, которую в части графики отличает ряд приятных бонусов. Главный персонаж – Кратос (Kratos), греческий бог войны, который вместе с сыном пускается в путешествие, чтобы выполнить последнюю волю своей покойной жены – развеять ее прах над самой высокой вершиной Девяти Королевств (Nine Realms). На своем пути в большом мире Кратос и его сын Атреус (Atreus) встречают богов и чудовищ из скандинавской мифологии, с которыми им приходится сражаться.
Starfield

Действие Starfield, космической RPG от Bethesda, разворачивается в 2330 году; игроков ждут приключения во вселенной, охватывающей более тысячи планет. Вначале ваш персонаж работает в шахте, но по ходу развития сюжета вы сталкиваетесь с пиратами, пилотируете космические корабли и участвуете в политической борьбе. Хотя основная линия крутится вокруг поиска древних артефактов, Starfield отличается разнообразием игрового опыта, который пользователь может конструировать по своему усмотрению. Наряду с иммерсивным геймплеем игра предлагает пользователю строить собственные нарративы и исследовать различные диковинки в увлекательной галактической обстановке.
Среднеигровая производительность
На рисунках ниже показаны средние показатели производительности нашей видеокарты во всех играх (на трех разрешениях). Для простоты мы брали среднее арифметическое значение частоты кадров (FPS) в каждой игре, а не среднее геометрическое или что-то более сложное. Если вас интересует средняя производительность в каких-то определенных играх, диаграмму можно легко адаптировать под вашу подборку и примерно определить средний уровень частоты кадров.
1920 x 1080 (Full HD)

2560 x 1440 (WQHD)

3840 x 2160 (4K Ultra HD)

Относительная производительность видеокарт
На рисунках ниже показаны суммарные показатели производительности видеокарт по результатам всех тестов (на трех разрешениях). Суммарный результат основной тестируемой видеокарты везде принят за 100%, относительно него можно количественно оценить производительность остальных карт.
Сравнение производительности карт RTX 4080 Super FE и Radeon RX 7900 XTX


Сравнение производительности карт RTX 4080 Super FE и RTX 4080 не-Super


Соотношение производительности и фактической розничной цены
Если вы ищете самый выгодный вариант, то эти данные будут вам интересны. Для расчета мы брали текущую цену каждой карты на Newegg и ее суммарный показатель производительности. Для карт, которые больше не выпускаются, мы брали последнюю актуальную цену. Для карт, которые на данный момент полностью распроданы, мы брали наиболее реалистичную цену на eBay. Если есть вероятность, что карта будет распродана в ближайшее время и следующие партии будут продаваться по более высокой цене, мы брали наиболее вероятную цену, рассчитанную исходя из текущих рыночных условий (для этих случаев рядом также указана MSRP).
Стоимость кадра
На следующих диаграммах представлена средняя стоимость одного кадра, отрисованного вашей видеокартой (без учета энергопотребления и тарифов на электричество). В расчет принималась только розничная цена видеокарт, отнесенная к среднеигровой производительности в FPS.
Соотношение производительности и MSRP
Рекомендованная производителем розничная цена (Manufacturer's Suggested Retail Price, или MSRP) – это «официальная» цена новой модели видеокарты, назначаемая производителем при ее выпуске. Поскольку фактические розничные цены отличаются от MSRP, особенно для давно выпущенных моделей, мы в своих обзорах во всех формулах используем актуальные рыночные цены. Однако сравнить MSRP по нескольким поколениям видеокарт тоже интересно, прежде всего с точки зрения истории и эволюции технологий, поэтому мы приводим здесь эти данные. Обратите внимание, что указанные значения MSRP были актуальны на момент выпуска этих видеокарт. Принимая решение о покупке той или иной модели, следует ориентироваться на текущие рыночные цены.
Графические вычисления
Революция в сфере ИИ значительно ускорила переход определенных отраслей на вычислительные мощности GPU, обозначив начало эры фундаментальных преобразований в технологиях обработки данных. Графические чипы, изначально разрабатывавшиеся для гейминга, превратились в универсальный инструмент для различных многоцелевых вычислительных приложений. Для приложений искусственного интеллекта (ИИ) графические процессоры особенно актуальны благодаря своим возможностям в части параллельного процессинга – представьте себе процессор с тысячами ядер. Это позволяет эффективно ускорять вычисления в задачах для ИИ, таких как машинное обучение и глубокое обучение, а также выполнение инференсов. Все это делает графические чипы предпочтительным выбором в части аппаратного обеспечения сценариев с применением ИИ, так как параллельная архитектура GPU может значительно улучшить общую производительность этих систем по сравнению с концепциями преимущественного использования вычислительных мощностей центральных процессоров (CPU).
Это наш первый опыт тестирования производительности видеокарт в приложениях для графического компьютинга, и мы будем раз за разом совершенствовать программу и методику этих тестов, в том числе в части соответствия текущим изменениям в экосистеме программного обеспечения, как то – переход на унифицированные API. В настоящее время каждый разработчик требует использования своего проприетарного интерфейса для получения наилучшей производительности, но эта ситуация постепенно меняется.
Рендеринг
Blender – это универсальное, открытое и бесплатное креативное приложение, предлагающее пользователям мощный инструментарий для 3D-моделирования, анимации, рендеринга, скульптуры и др. Удобный и понятный интерфейс в сочетании с мощным функционалом подходят как новичкам, так и профессионалам в области компьютерной анимации, визуальных эффектов и гейм-дизайна. Blender предлагает полную поддержку ускорения рендеринга силами GPU, включая интерфейсы NVIDIA OptiX/ AMD HIP/ Intel oneAPI.
Генерирование изображений с помощью ИИ
Новые возможности Stable Diffusion в части генерирования изображений с помощью ИИ произвели фурор в области компьютерного зрения и применения искусственного интеллекта. Улучшенные функции редактирования, художественный уровень и продвинутое моделирование расширили границы наших представлений о качестве изображений, создаваемых компьютером. Мы использовали версию Stable Diffusion 1.5 и пользовательский интерфейс (GUI) Automatic 1111; тестовое задание включало в себя запрос на генерирование десяти изображений "собаки, плывущей в воде" с разрешением 512x512 за 50 шагов; показатель производительности видеокарты – количество генерируемых в минуту изображений.
Обработка видео с помощью ИИ
Topaz Video AI – это продвинутое приложение для редактирования видео, которое использует для улучшения качества изображения передовые алгоритмы ИИ. Вы можете применять различные модели ИИ для повышения разрешения, снижения зашумленности и улучшения детализации. В нашем тесте задача состояла в повышении разрешения видео с 1080p до 4K с частотой кадров 60 FPS.
Энергопотребление
Наша новая автоматизированная система измерения потребляемой видеокартами мощности работает с большей скоростью регистрации данных – 40 измерений в секунду, что позволяет производить измерения в 4 раза быстрее, чем при использовании NVIDIA PCAT. Кроме того, теперь записывается каждое показание прибора – ранее мы получали только средние и пиковые значения.

Минимальная рекомендуемая мощность блока питания: 700 Вт.
Заключение
Итак, в соответствии с рекомендациями Gigabyte, карта RTX 4080 Super Gaming OC поступает в продажу по цене немного вышерекомендованной.
- дешевле RTX 4080 не-Super;
- отличная производительность на разрешении 4K;
- потрясающая энергетическая эффективность;
- DLSS 3 Frame Generation;
- улучшенная производительность в рейтрейсинге;
- бесшумная работа (в режиме Silent BIOS);
- в режиме простоя и легкой нагрузки вентиляторы выключаются (Idle Fan-Stop);
- слабый нагрев;
- Dual BIOS;
- металлическая подложка;
- увеличенный диапазон регулировки лимитов мощности;
- поддержка HDMI 2.1;
- аппаратная поддержка кодирования и декодирования AV1;
- в комплект входит 16-пиновый кабель-адаптер питания.
- почти нет прироста производительности относительно RTX 4080 не-Super;
- опция BIOS, включенная по умолчанию, могла бы обеспечивать более тихий режим;
- нет поддержки DisplayPort 2.0.
К настоящему моменту мы протестировали девять моделей видеокарты GeForce RTX 4080 Super: ASUS RTX 4080 Super STRIX OC, ASUS RTX 4080 Super TUF OC, Galax RTX 4080 Super SG, Gigabyte RTX 4080 Super Gaming OC, MSI RTX 4080 Super Expert, NVIDIA RTX 4080 Super Founders Edition, Palit RTX 4080 Super GamingPro OC, PNY RTX 4080 Super Verto OC и Zotac RTX 4080 Super AMP Extreme Airo.
Выпуском Super-серии карт поколения GeForce RTX 40 NVIDIA обновляет свою линейку игровых карт Ada в расчете на 2024 год. На CES-2024 в Лас-Вегасе компания анонсировала три новых SKU: GeForce RTX 4070 Super, RTX 4070 Super Ti и RTX 4080 Super. И образцы всех трех карт, включая ряд моделей GeForce RTX 4080 Super, мы на данный момент успели протестировать. В отличие от предыдущих выпусков, обзоры референсных и кастомных моделей можно было публиковать одновременно, и первые карты из наших обзоров в настоящее время уже должны быть в продаже.
Архитектура
Карта RTX 4080 Super базируется на том же графическом чипе AD103, что и RTX 4080 не-Super. Это значит, что RTX 4090 по-прежнему остается единственной игровой видеокартой, использующей более мощный графический чип AD102. Если RTX 4080 вышла с 9728 активными ядрами чипа, то на RTX 4080 Super включены все имеющиеся шейдеры GPU, то есть доступно 10240 ядер, что на 5.3% больше, чем у не-Super. Что касается лимита мощности, то NVIDIA оставила те же 320 Вт, однако слегка повысила boost-частоту – на 45 МГц или 1.8% (до 2550 МГц с 2505 МГц у RTX 4080 не-Super). Наконец, что тоже важно, видеопамять стала быстрее на 2.7% (23 Гбит/с против 22.4 Гбит/с у не-Super). Объем памяти, ширина интерфейса и емкость кэша L2 не изменились: 16 ГБ, 256 бит и 64 МБ соответственно.
Модель серии Gaming OC в линейке карт RTX 4080 Super от Gigabyte является "опцией среднего класса" (еще есть референсная WindForce, Aero и флагманская модель Master). Карта Gaming OC оснащена большим трехслотовым трехвентиляторным кулером и предлагает небольшой заводской разгон: плюс еще 45 МГц (1.8%) к номинальной boost-частоте, которая в итоге составила 2595 МГц.
Производительность
Протестировав более чем в 25 играх на разрешении 4K референсную карту NV Founders Edition, мы установили, что она всего на 1.5% быстрее своего не-Super аналога (RTX 4080 Founders Edition), что НАМНОГО меньше, чем мы ожидали. Хотя NVIDIA ни разу не заявляла "плюс 5%" или около того, я действительно ожидал большего. Проблема не в ограничении мощности по умолчанию: установка максимального лимита добавила к производительности только еще 1%. И эти показатели практически неизменны на всех разрешениях, и даже при включении RT картина не изменяется. Если говорить об отдельных играх, то разницу в 1 или 2 FPS вы просто не заметите. Тем не менее, хотя все это несколько разочаровывает, с точки зрения абсолютных показателей RTX 4080 Super остается отличной игровой видеокартой, как и RTX 4080 не-Super. В сценариях только с традиционной растеризацией AMD Radeon RX 7900 XTX по-прежнему чуть-чуть быстрее, но при включении рейтрейсинга карты NVIDIA оказываются далеко впереди. Однако я полагаю, что обойти XTX по всем статьям все-таки было одной из задач выпуска RTX 4080 Super, и с этой задачей NVIDIA не справилась. В защиту NVIDIA стоит отметить, что RTX 4080 Super и так использует весь потенциал GPU, не оставляя ни одного «балластного» блока, хотя еще некоторая прибавка к скорости могла бы быть получена за счет повышения тактовой частоты и лимита мощности. Карта Gigabyte, благодаря заводскому разгону, добавляет 1% к производительности относительно FE. Относительно RTX 4070 Ti Super прибавка к производительности составляет 20%, относительно RTX 4070 Ti не-Super – 32%. Производительность RTX 4070 Ti сопоставима с уровнем RTX 3090, что позволяет оценить средний прирост производительности в поколении 40-й серии относительно поколения 30-й серии в 32% – очень солидный результат. Флагманская карта NVIDIA – RTX 4090 – остается бесспорным «царем горы», предлагая почти на 25% лучшую производительность по сравнению с картой Gigabyte.
Внимательно посмотрев на результаты тестов, мы видим, что в большинстве игр прибавка к производительности варьируется в пределах 1.5% – нет такого, чтобы в одной игре было плюс 7%, а в другой 0%: прибавка стабильно мала во всех играх. Это сопоставимо с колебаниями производительности, обусловленными различиями в качестве изготовления кремниевой основы чипа GPU, которые вкупе с алгоритмом NVIDIA Boost могут давать такой эффект. Основываясь на результатах тестирования девяти моделей этой карты, я с уверенностью заявляю, что вы не получите на 4080 Super 5%-ную прибавку к производительности никаким способом, кроме ручного разгона. В других обзорах приводятся сходные результаты, так что это не только мое заявление. Как ни странно, RTX 4070 Super, которую на форумах изначально рассматривали как наименее впечатляющую модификацию в линейке новых Super-карт, показала самую большую прибавку к скорости относительно своего не-Super аналога: плюс 15%. Напротив, RTX 4070 Ti Super, несмотря на существенный апгрейд GPU и увеличение пропускной способности памяти на треть, продемонстрировала довольно скромную прибавку в 5%. Наш сегодняшний релиз почти заслуживает титула "ребрендинг", но более выгодная цена определенно повышает привлекательность этого предложения.
Оптимальное разрешение, опции масштабирования
Без сомнения, если ваша цель – комфортный игровой опыт на разрешении 4K, то RTX 4080 Super – ваш вариант. В наших тестах эта карта без проблем обеспечивала более 60 FPS на 4K с максимальными настройками и без применения опций масштабирования. Для разрешения 1440p такое «железо» может быть избыточным, хотя я могу понять владельцев высокочастотных мониторов, выбирающих эту карту, даже если лично я скорее купил бы более продвинутый монитор, чем дорогую видеокарту. С другой стороны, это можно рассматривать как разновидность задела на будущее. Как и другие карты 40-й серии GeForce, RTX 4080 Super поддерживает все технологии суперсэмплинга от NVIDIA: просто масштабирование DLSS 2, DLSS 3 Frame Generation и DLSS 3.5 Ray Reconstruction. Кроме того, в играх вы можете использовать опции AMD FSR 2 и FSR 3, поскольку эти технологии работают на всех видеокартах от всех производителей. По сути, это означает, что в части масштабирования разрешения и генерирования дополнительных кадров вы можете пользоваться чем угодно. Хотя на данный момент DLSS 3 – однозначно самое продвинутое решение в этой области с лучшей поддержкой со стороны игр, AMD также усиленно продвигает свой аналог Frame Generation, который в 2024 году получит поддержку в нескольких ведущих играх класса ААА. С технической точки зрения DLSS 3 – более совершенная технология, поскольку использует аппаратный ускоритель оптического потока в графических чипах Ada и программно-аппаратный комплекс NVIDIA Reflex для снижения задержки ввода.
Ширина интерфейса и объем видеопамяти
Карта GeForce RTX 4080 Super оснащена 16 ГБ видеопамяти, что нормально для этого сегмента, и я даже сказал бы, что на будущее не мешало бы и побольше. Карты AMD RX 7900 XT и XTX предлагают соответственно 20 и 24 ГБ, хотя это не улучшает их результаты, даже в наиболее нагруженных с точки зрения использования памяти сценариях (например, Alan Wake 2 с RT на 4K). Если бы объем VRAM можно было регулировать в большую или меньшую сторону по аналогии с тактовой частотой, то я выбрал бы 20 ГБ, но, конечно, это проще сказать, чем сделать. Объем VRAM определяется количеством чипов памяти, установленных на видеокарте. Один чип обычно имеет объем 2 ГБ, то есть для достижения емкости VRAM 20 ГБ нам потребовалось бы 10 чипов и, соответственно, 320-разрядный интерфейс памяти в GPU (10 x 32 бита). Интерфейс памяти графического чипа AD103 рассчитан максимум на 256 бит, так что NVIDIA здесь пришлось бы переходить на существенно больший (и намного более дорогой) чип AD102. В случае использования 4-гигабайтных чипов памяти, которые массово не выпускаются, понадобилось бы пять чипов на более узкой 160-битной шине – в общем, из всех теоретически возможных вариантов я выбрал бы 16 ГБ и 256-битный интерфейс. Технически это даже оставляет пространство для выпуска модели RTX 4080 Ti Super, на графическом чипе AD102 с 20 ГБ видеопамяти на 320-разрядной шине, что позволит закрыть позицию в ценовом сегменте повыше, который пока вакантен, поскольку 4080 Super на него не претендует.
Рейтрейсинг
Как и ожидалось, рейтрейсинг на видеокарте GeForce RTX 4080 Super идет очень хорошо; игровой опыт с RT на ней получается очевидно лучший, чем может обеспечить любая из карт AMD. Например, RX 7900 XTX в режиме RT более чем на 20% медленнее. Потому что специализированные RT-блоки в картах AMD заметно слабее, и многие задачи перекладываются на шейдеры GPU. Хотя я вынужден признать, что поддержка RT не имеет решающего значения в более низком классе производительности с соответствующими ценами, в том классе, который мы рассматриваем сегодня, удельный вес поддержки RT резко возрастает. Вы платите за видеокарту большие деньги, и понятно, что за эти деньги вы хотите получить возможность играть на высокой скорости с максимальными настройками и наилучшим качеством изображения.
Графический компьютинг
В новый набор тестов 2024 года мы включили группу тестов на производительность графических вычислений (т.е. вычислений, осуществляемых силами GPU), значение которых возрастает с каждым днем. Новейшие технологии ИИ, такие как ChatGPT, Stable Diffusion и другие, меняют мир. Хотя возможности использования этих приложений на пользовательских настольных ПК сегодня ограничены, в ближайшем будущем они будут расширяться. Для начала мы выбрали три реальных приложения, которые дают представление о том, чего можно ожидать в этой области. В настоящее время здесь явно лидирует NVIDIA, причем с большим преимуществом как относительно AMD, так и относительно Intel. Это касается не только производительности, но и программной экосистемы, которая намного более развита на стороне NV, но другие игроки рынка, я уверен, прилагают все усилия к тому, чтобы догнать лидера.
Конструкция, нагрев и шум
Видеокарта Gigabyte Gaming OC оснащена очень хорошим кулером, который удерживает температуру GPU на исключительно низком уровне – всего плюс 60°C. Однако шумит он немного больше, чем кулер NVIDIA Founders Edition. Сложно сказать, почему в Gigabyte так сфокусировались на температуре – возможно, они хотели достичь показателей NVIDIA FE. Положительный момент в том, что эта карта предлагает dual BIOS. «Бесшумная» опция BIOS дает всего 31 дБA – это очень тихо и соответствует лучшим современным показателям в части выходного шума. Температура при этом все равно остается низкой – плюс 63°C, и я даже предпочел бы еще немного снизить шум, поскольку при таких температурах это точно возможно. Наш нормированный по уровню шума тест подтвердил, что кулер карты Gigabyte чуть эффективнее кулера NVIDIA FE – температура GPU с ним примерно на 4°C ниже при одинаковой тепловой нагрузке и уровне шума. И, что уже можно считать нормой для видеокарты 2024 года выпуска, вентиляторы выключаются в режиме легкой (неигровой) нагрузки, обеспечивая совершенно бесшумную работу карты.
Энергетическая эффективность
Энергетическая эффективность RTX 4080 Super – такая же изумительная, как у RTX 4080 не-Super. Карта предлагает фантастическую производительность и при этом потребляет в игровом режиме всего около 300 Вт, что подразумевает минимальные требования к мощности блока питания, а это, в свою очередь, означает меньший нагрев и меньший шум, поскольку нагрузка на кулер будет меньше. Карта AMD Radeon RX 7900 XTX отличается немного большей «прожорливостью» и потребляет 350 Вт, но это не другая лига – ни с точки зрения счетов за электричество, ни с точки зрения планирования мощности БП. Несмотря на то, что вокруг (12+4)-пинового коннектора питания еще идут споры, он присутствует на всех картах RTX 4080 Super, и я большой фанат этого решения, хотя и не уверен, что расположение этого коннектора в середине карты является оптимальным.
Оверклокинг
Про оверклокинг сказать особенно нечего, кроме того, что он работает и легко обеспечивает 6-7%-ную прибавку к производительности, что можно считать типовым показателем для большинства современных видеокарт. Конкретно в этом обзоре мы установили для оверклокинга максимальные лимиты мощности вместо стоящих по умолчанию, но в данном случае это не столь существенно, поскольку RTX 4080 Super не считает каждый ватт. В то время как на некоторых референсных картах недоступна любая ручная регулировка лимитов мощности, Gigabyte щедро предоставляет нам весь диапазон – до 400 Вт!
Альтернативные варианты
RTX 4080 Super на старте стала дешевле, чем стоила на старте "Не Super", и это тоже можно считать инновацией. Мы приветствуем это решение NVIDIA, тем более в условиях отсутствия острой конкуренции в этом сегменте. AMD спокойно продает свою карту 7900 XTX совсем немного дешевле, но этому спокойствию приходит конец. Появление в продаже RTX 4080 Super означает, что RX 7900 XTX перестанет пользоваться спросом, если производитель значительно не снизит ее цену. Карта RTX 4080 Super предлагает заметно лучшую производительность RT, примерно такую же производительность традиционной растеризации плюс поддержку DLSS, то есть все то, что пользователи хотят получить от видеокарты премиального сегмента. И я не уверен, что предпочел бы карту 7900 XTX карте 4080 Super: ведь разница в цене составит всего около 10%. При этом цена RTX 4080 Super со всем тем, что она предлагает, – это не грабеж, с учетом общей дороговизны рынка видеокарт в 2024 году.
Gigabyte запрашивает за свою карту Gaming OC цену процентов на 5 выше рекомендованной, что тоже не лишено смысла, с учетом более эффективного кулера и небольшого заводского разгона. Тем не менее, референсные карты, продающиеся по MSRP, отличает несколько лучшее соотношение производительности и цены, тем более если вам нужен просто базовый уровень спецификаций, заявленный NVIDIA. Мне действительно нравится полный диапазон регулировки лимитов мощности, доступный на карте Gigabyte, и то, что она предлагает dual BIOS с возможностью переключения в тихий режим с еще более низким уровнем выходного шума. Если вы хотите немного сэкономить, то, вероятно, наиболее привлекательной альтернативой для вас будет RX 7900 XT, но она значительно медленнее, что потенциально означает более низкие настройки детализации или использование масштабирования разрешения, причем это будет не DLSS. NVIDIA подтвердила, что карта RTX 4080 не-Super снимается с производства. Вы можете воспользоваться моментом и попробовать купить эту карту по более выгодной цене. Если же цена будет выше, смело покупайте модель Super. Если вы хотите «самую лучшую видеокарту», то это по-прежнему RTX 4090 – самую верхнюю позицию выпуск RTX 4080 Super никак не затрагивает – но готовьтесь заплатить на 80% больше денег за 30%-ную прибавку к производительности. Под занавес отметим, что RTX 4080 Super разочаровывает в части технического прогресса, но реабилитируется благодаря своей прогрессивной цене. Хотя я уверен, что в противном случае эта мизерная прибавка к производительности стала бы поводом для драмы, потому что рынок видеокарт нуждается в снижении цен, а не в минимальных улучшениях за те же деньги. И с этой точки зрения RTX 4080 Super представляет собой весьма успешный продукт.