Четверг, 14 декабря 2023 16:57
Сравниваем игровую производительность DDR5 и DDR4
Настало время сравнить свежим взглядом память DDR4 и DDR5, под "новым" процессором Intel Core i9-14900K. Последний раз мы сравнивали производительность DDR4 и DDR5 в 41 игре почти два года назад, используя компьютер с процессором i9-12900K. В тот раз мы тестировали DDR5-6000 и DDR4-3600, но сегодня обновим их до DDR5-7200 и DDR4-4000.

Содержание
Интересно, что сегодня DDR4 и DDR5 поменялись местами: первая (!) стоит немного дороже. 32-гигабайтный комплект DDR4 – G.Skill Ripjaws V Series 32GB DDR4-4000 CL16 – стоит дороже, чем аналогичный комплект DDR5 – G.Skill Trident Z5 RGB Series 32GB DDR5-7200 CL34.

Итак, в этом обзоре мы посмотрим – не столько с целью дать рекомендацию, какую память лучше использовать с процессором семейства LGA 1700, сколько из любопытства – как ведет себя память DDR4 в современных играх по сравнению с более новым стандартом DDR5?

Для тех, кто собирает новый компьютер, рекомендация довольно проста: просто покупайте DDR5, поскольку она в целом быстрее и если и стоит дороже, то ненамного. Например, 32-гигабайтный комплект DDR5-5600 не сильно отличаются по цене от DDR4-3600. При этом материнские платы под DDR4 и под DDR5 часто стоят примерно одинаково, но моделей с поддержкой DDR5 в продаже больше.

Теперь давайте посмотрим на разницу в производительности при использовании премиальных комплектов памяти DDR4 и DDR5 с процессором Core i9-14900K. В качестве бенчмарков у нас сегодня 21 игра.
Бенчмарки
Начнем с Assassin's Creed Mirage, где DDR5 на разрешении 1080p обеспечивает на 13% лучшую производительность в части минимальной частоты кадров и на 7% лучшую – в части средней частоты кадров. Для сравнения у нас также есть результаты, полученные на разрешении 1440p и 4K. Однако, поскольку на большем разрешении игра становится более зависимой от видеокарты, производительность системной памяти здесь играет менее критическую роль.
Если бы это была игра, где требуется частота кадров около 200 fps, то для этой цели лучшей опцией была бы DDR5, даже с менее высококлассной видеокартой, поскольку можно подрегулировать графические настройки.
Cyberpunk 2077: Phantom Liberty – не самая чувствительная к скорости памяти игра. Тем не менее, DDR5 дает преимущество в виде более высокой частоты кадров: на разрешении 1080p конфигурация с DDR5-7200 была на 9% быстрее.
Horizon Zero Dawn идет примерно одинаково как с DDR4-4000, так и с DDR5-7200; эта игра эффективно использует потенциал процессора Core i9-14900K.
Far Cry 6 не демонстрирует значительного влияния производительности памяти на частоту кадров: результаты 14900K примерно одинаковы как с DDR4, так и с DDR5.
F1 23 тоже не проявляет заметной чувствительности к производительности памяти: здесь мы видим минимальную или даже нулевую разницу между результатами DDR4 и DDR5.
В Assetto Corsa Competizione при переходе на DDR5 средняя частота кадров возрастает ненамного: со 160 fps с DDR4 до 170 fps с DDR5. Но, несмотря на это, в этой игре мы видим пока наивысший уровень производительности от DDR5.
Watch Dogs: Legion – процессорозависимая игра, в которой более высокая пропускная способность DDR5 дает преимущество в виде 14%-ной прибавки к частоте кадров на разрешении 1080p, причем на разрешении 1440p улучшение производительности также заметно.
В A Plague Tale: Requiem память DDR5 дает в среднем на 7% более быстрый результат; в части минимальной частоты кадров прибавка более существенная, особенно на разрешении 1080p, где DDR5 улучшает результат на 15%.
В Star Wars Jedi: Survivor худшие результаты различаются очень существенно: если средняя частота кадров на разрешении 1080p с DDR5 возрастает на 11%, то минимальная – на целых 35%. На разрешении 1440p эта разница также значительна, хотя на 4K производительность уже в большей степени зависит от GPU.
В Baldur's Gate 3 DDR5 повышает производительность значительно, обеспечивая дополнительные 20 fps на обоих разрешениях, 1080p и 1440p. В относительных единицах эта прибавка составляет 14% и имеет место как в части средних, так и в части минимальных результатов.
Call of Duty: Modern Warfare III хорошо идет и на DDR4, и на DDR5, не выявляя значительных различий между двумя стандартами памяти. Call of Duty Modern Warfare
В Resident Evil 4 наблюдается заметная – плюс 9% – прибавка к производительности на разрешениях 1080p и 1440p. Далее, на 4K, результаты лимитируются производительностью GPU.
В Shadow of the Tomb Raider, еще одной процессорозависимой игре, мы наблюдаем значительную разницу в производительности между конфигурациями с памятью DDR4 и DDR5: на разрешении 1080p DDR5 быстрее на 26%.
The Callisto Protocol не особенно интенсивно задействует пропускную способность системной памяти, благодаря чему результаты DDR4-4000 сопоставимы с результатами DDR5 при очень высоких абсолютных значениях частоты кадров.
Неожиданными получились результаты в Total War: Warhammer III, где конфигурация DDR4 превзошла DDR5, обеспечив на разрешении 1080p 10%-ную прибавку к производительности. Мы уже сталкивались ранее со сценариями, в которых DDR4 обеспечивала более высокую скорость, чем DDR5, но это обычно намного более старые игры.
Для Hogwarts Legacy, где критически важен каждый кадр, особенно если включить рейтрейсинг, обеспечиваемая DDR5 9%-ная прибавка к производительности (повышение частоты кадров с 70 до 76 fps) – это много. Эта разница сохраняется и на разрешении 1440p.
С учетом процессорозависимости Starfield в этой игре можно было бы ожидать более существенной прибавки к скорости после перехода на DDR5. Однако на разрешении 1080p мы получили только плюс 7% к средней частоте кадров.
Следующим пунктом у нас идет The Last of Us Part I. Вопреки ожиданиям, DDR5 здесь не обеспечивает большого преимущества перед DDR4. Однако на разрешении 1080p прибавка все-таки заметна, в части минимальной частоты кадров – плюс 17%, хотя средняя частота кадров выросла только на 9%.
В Halo Infinite выбор памяти в конфигурации с процессором 14900K – DDR4-4000 или DDR5-7200 – не влияет на частоту кадров: на разрешении 1080p мы получили одинаковые результаты.
Хотя в Hitman 3 частота кадров за 200 fps не является острой необходимостью, но, если желательно ее максимизировать, то предпочтительной опцией памяти будет DDR5-7200, которая на разрешении 1080p обеспечивает на 12% большую производительность.
Игра Spider-Man Remastered известна как бенефисный сценарий для DDR5. Здесь мы получили 20%-ный прирост производительности, причем, в силу выраженной процессорозависимости этой игры, даже на разрешении 4K, где, что интересно, зафиксирована самая большая разница в минимальной частоте кадров.
Суммарная производительность
Если мы посмотрим на результаты по 21 игре в целом, то, как и следовало ожидать, DDR5 в основном обеспечивает лучшую игровую производительность. Для количественной оценки этого преимущества возьмем средние и минимальные показатели частоты кадров на разрешении 1080p.
В части средней частоты кадров мы видим, что DDR5 в среднем на 7% быстрее. Это не очень большая разница, хотя в нескольких примерах мы видим двузначную прибавку к скорости.
Конечно, здесь есть и несколько игр, в которых DDR4 и DDR5 обеспечивали одинаковую или почти одинаковую производительность, что снижает общий результат DDR5. В Warhammer конфигурация с DDR5 даже была на 5% медленнее. Однако мы часто видели преимущества DDR5, сравнивая минимальную частоту кадров, о чем речь пойдет ниже.
Минимальная частота кадров в конфигурации с DDR5 в среднем была на 10% выше, а в нескольких играх – более чем на 15% выше. Наиболее заметную разницу мы наблюдаем в Star Wars: Jedi Survivor и Shadow of the Tomb Raider. Ну и в целом производительность с более быстрой памятью определенно лучше.
Для сравнения выше приведены аналогичные результаты, полученные пару лет назад с другими модулями памяти, и тогда DDR5 в части минимальной частоты кадров в среднем была всего на 3% быстрее. Однако в тот раз тестирование включало в себя почти вдвое больше игр, во многих из которых прибавка к скорости была около 5% или меньше.
Заключение
Тем не менее, если у вас уже есть высококлассный комплект памяти DDR4, тем более 32-гигабайтный, то покупка материнской платы LGA 1700 с поддержкой DDR4 остается целесообразной опцией. Производительность будет очень хорошей, и на практике, в таких современных играх, как Starfield, Baldur's Gate 3 или The Last of Us Part 1, более заметны будут ограничения со стороны видеокарты.

С другой стороны, если вы киберспортсмен или просто любите соревновательные шутеры с хорошими настройками графики, лимитирующее влияние процессора и пропускной способности памяти может сказываться на геймплее. Как всегда, это зависит от многих факторов: графических настроек, системной конфигурации и самих игр.
Вообще говоря, тем, кто собирает новый компьютер или модернизирует свою игровую платформу, лучше выбрать DDR5, как более быструю в целом опцию, которая сегодня к тому же не слишком сильно отличается по цене.

Мы также предполагаем, что будущие игры станут более требовательными к производительности CPU и пропускной способности памяти, по аналогии с тем, что мы видели в более новых играх, таких как Star Wars Jedi Survivor и Spider-Man Remastered, в сравнении с более старыми, такими как Far Cry 6. Хотя не всегда новые игры класса triple-A идут на DDR5 заметно быстрее, чем на DDR4, это, вероятнее всего, станет общим трендом.
Основной вывод: DDR5 в современных играх чаще всего обеспечивает лучшую производительность, особенно в части минимальной частоты кадров, что, вероятнее всего, означает более гладкую и стабильно быструю отрисовку кадров.